Моторколесо (МК) - это втулка со встроенным в нее мотором
Страна-производитель: Китай
🎯 Предназначено для неспортивных евелов
(не предназначено для спортивных евелов)
✅ Не занимает собою места на раме
🔴 Больше сопротивление качению (хуже накат велосипеда)
🔴 Добавляет вес (а соответственно, и воблинг колесу в котором оно установлено)
🔴 Не предназначено для прыжков (однако качественное мк, нормально переносит невысокие кк-хопы)
🔴 Долгая езда в апхил, без перегрева мк возможна только с асистом этому мк другим приводом (в т.ч., возможна если на евеле установлено 2 мк) - либо, в случае единственного мк на технике, надо использовать мк с большой номинальной мощностью (и юзать его на "половине" от этой номинальной мощности), чтобы не было перегревов
Мк - обладает его "внутренней передачей"
В мире есть проекты мк с 2 "внутренними передачами", переключаемыми в нем - однако, они пока еще очень сырые
Во всех массово продаваемых мк - "внутренняя передача" в мк, одна-единственная
По "внутренней передаче" мк - идет классификация моторколес на:
⚫️ Тяговое мк (12-16 T - низкое RPM)
🎯 Предназначено для 3+ колесок (евело-трайки, евело-4райки, евело-квады)
✅ Крутая тяга (в горки, и т.п.)
✅ Слабая степень нагрева мк при езде в горки и т.п.
🔴 Скорость (по горизонтали) - меньше чем у обычных и скоростных мк
⚫️ Обычное мк (9-11 T - среднее RPM)
🎯 Предназначено для широкого спектра евелов
✅ Сбалансированный вариант - адекватная скорость (по горизонтали), и адекватная тяга (в горки и т.п.)
🔴 Меньше скорость (по горизонтали) чем у скоростного мк
🔴 Слабее тяга (в горки и т.п.), и сильнее нагрев при езде в них, чем у тягового мк
⚫️ Скоростное мк (6-8 T - высокое RPM)
🎯 Предназначено для дорожных е-байков
✅ Высокая скорость (по горизонтали)
🔴 Тяга (в горки и т.п.) - меньше чем у обычного и тягового мк (и высокий нагрев при езде в них)
По принципу своей работы, мк подразделяются на:
⚫️ Редукторное мк
Оно - на основе ступенчатой планетарной втулки (НЕ рекомендуется менять родные пластиковые шестерни, на металлические)
🎯 Предназначено для широкого спектра евелов
✅ Нормальный для велосипеда накат (нормальное КПД велосипеда)
✅ Существенно легче вес мк, чем директдрайв мк той же мощности (а соответственно, меньше воблинг колеса в котором установлено мк)
🔴 Звук при работе громче чем у директдрайв мк той же мощности (хотя, и не такой громкий в целом)
⚫️ Директдрайв мк
Не оснащено внутренней механической трансмиссией
🎯 Иногда используется в курьерских евелах
✅ Звук при работе тише чем у редукторного мк той же мощности
🔴 Плохой накат (низкое КПД велосипеда)
🔴 Существенно больше вес такого мк, чем редукторное мк той же мощности (а соответственно, больше воблинг колеса в котором установлено мк)
По своему конструктиву, мк подразделяются на:
⚫️ Переднее мк:
🎯 Предназначено для широкого спектра евелов
(всегда ставится на амовилку, с минимум 1 усилителем дропаутов - кроме случая маломощного переднего мк на 3+колесках; не рекомендуется установка на евел переднего мк мощностью выше 500 Вт - велосипедные амовилки не рассчитаны на такую высокую мощность переднего мк)
✅ Является приводом-"тягач" - отлично вытягивает евел по песку, грязи, корням, дебрям, и т.п.
✅ Всегда перед глазами (и руль в руках), контролируешь чтобы не утопить его в глубокой луже
✅ Обеспечивает собою 2x2 привод е-байка
✅ Совместимо с установкой на заднее колесо планетарной втулки
✅ Может ставиться как на переднее, так и на заднее колесо
🔴 Переднее колесо - первым принимает на себя удары дорожных артефактов, препятствий пересеченки, ям, и т.п.
🔴 При "комфортной" посадке на евеле - требует наклона вперед на руль при езде в горку (чтобы не буксовало)
⚫️ Заднее мк:
🎯 Иногда используется в курьерских евелах
✅ Не ограничено 500 ваттами по своей мощности (является приводом-"толкач" - стоИт на задних перьях велосипеда - обладающих бОльшим запасом прочности чем передняя вилка велосипеда)
✅ Не требует наклонов вперед на руль при езде в горку (не буксует при этом)
🔴 Предназначено для использования его совместно с педальным приводом (такое мк - бывает либо под трещотку, либо под кассету) - однако, правая боковая крышка заднего мк ломается от нагрузок педального привода
✍️ "Ломаются крышки мк у активных педалистов, особенно - у любителей поотжигать на самой маленькой звезде. Рычаг большой получается, тонкая (правая) силуминовая крышка мк начинает изгибаться при каждом нажатии на педали, и кружок (кусок крышки) с посадочным местом для трещотки или кассеты выламывается. И с подшипником за компанию."
🔴 Привод-"толкач" - в случае если на евеле нету переднего привода, то "толкач" плохо работает (без асиста передним мк) по песку, грязи, корням дебрям, и т.п. - не "вытаскивая" евел оттуда, а наоборот "вталкивая" его туды глубже
🔴 Высока вероятность утопить зад велосипеда в глубокой луже (при таком утоплении, мк откажет и потребует просушки и обслуживания)
🔴 На заднее колесо, приходится больше нагрузки от общего веса всей техники
🔴 Заменит собою в заднем колесе планетарную втулку
⚫️ Мк со встроенной в него акб:
✅ Акб этого мк - расположено в этом мк, находится вместе с ним в колесе евела - эта акб, не занимает собою места на раме евела (это - дополнительная акб к тем акб которые установлены в раме евела)
🔴 Акб этого мк, добавляет собою веса мк - больше вес мк (больше воблинг колеса в котором установлено мк)
Основополагающее правило физики - чем больше мощность на которой в настоящий момент времени работает мотор - тем (в прогрессии с нелинейно высоким ростом):
🔴 сильнее расход заряда
🔴 меньше пробег евела на той же акб
Однако, всегда есть смысл в моторе "с запасом по мощам" - у такого мотора, работающего в настоящий момент времени на меньшей мощности, слабее его нагрев, чем у маломощного мотора (с другой стороны, также необходимо учитывать и вес мотора - чем больше номинальная мощность мотора, тем больше его вес)
Популярный стандарт для велосипедов - мк 500 Вт, питающееся от 48 В (такое мк - весит около 3.5 кг)
(любые более слабые мк, и 36 В - используются в маломощной-пенсюковой технике)
Предпочтительны мк, на которых не нанесено информации в виде маркировок, или/и выпуклой гравировки
❗️❗️❗️ Крайне НЕ рекомендуются любые:
🔴 "разгоны" моторов
🔴 "довливания" мощей/токов
🔴 и т.п. "эксперименты"
Другое основополагающее правило физики - гласит что чем больше масса (вес) техники - тем сильнее расход заряда (и соответственно тем меньше пробег евела на той же акб)
Посему - электрический велосипед (как и, механический) не стОит сверх меры утяжелять и увешивать всем чем попало (включая здесь, и массу мотора)
(с другой стороны, "погоня за каждым граммом" в неспортивных евелах не требуется, как и в неспортивных мехвелах)
❗️ ВАЖНО! - при выборе мк - необходимо внимательно смотреть на параметр "количество спиц" (spoke; обозначается как "h") - чтобы он соответствовал данному параметру у обода, на который будет спицеваться это мк
Наиболее распространенный стандарт у моторколес - это 36h
Маркировка и классификация мотор-колес от производителя MXUS:
Мотор-колесо. Обзор моделей MXUS.
Версия "Медведь" моторколес MXUS - это саб-бренд компании 5киловатт (с маркировкой этого саб-бренда на моторколесе)
Запчасти для мк MXUS: FaradeyBike
Компания Voltbikes / Virtustec - официальный дистрибьютор этого бренда DDK в РФ
(маркировка этой компании на моторколесе)
Компания Golden Motor Russia
Есть в компании FaradeyBike
Версия "Li-Force" моторколес Xofo - это саб-бренд компании Li-Force
В ряде моделей - низкое качество
Дороже стоимость чем у других брендов - но неясен "прирост качества" за нее
На большинстве мк, нет версий по обмотке, и нет холлов - без холлов нет плавного старта и расход заряда выше
Продаются отдельно в рознице РФ
✍️ "Прямоугольная волна - это интересный вариант. Разницы между ними есть, но не принципиальные. Обычно считают, что синусный чуть потише звук и чуть помедленнее, если не очень дорогой. Годится любой."
✍️ "Есть наблюдения, что некоторые дешёвые синусные контроллеры плохо совместимы с некоторыми моторами"
👑 Контроллер KT (Kunteng) - с 🖥 велокомпьютером LCD
🖥✅ Все модели велокомпьютеров LCD - оснащены подсветкой дисплея
🖥 Велокомпьютер LCD1
✅ Подходит для настройки контроллера
🔴 Большой, занимает собою много места
🖥 Велокомпьютер LCD2
С отдельной консолью на проводе
✅ Подходит для настройки контроллера
🔴 Большой, занимает собою много места
🔴 Слабое ломкое пластиковое крепление на руль
🖥 Велокомпьютер LCD3
С отдельной консолью на проводе
✅ Подходит для настройки контроллера (инструкция по настройке)
🔴 Большой, занимает собою много места
🔴 Слабое ломкое пластиковое крепление на руль
🖥 Велокомпьютер LCD4
✅ Компактный (занимает собою мало места)
✅ Прочное надежное пластиковое крепление на руль
🟨 Маленькие кнопки с тугим нажатием (но можно наловчиться их нажимать)
🟨 Маленькое табло и мелкая инфа на нем (но во время езды не надо смотреть на табло - а инфа по заряду акб, читаема редким взглядом на нее)
🖥 Велокомпьютер LCD5
🔴 Болеее широкий чем LCD4 (занимает собою больше места в ширину)
👑 Контроллеры Infineon
У разных курков и ручек газа - бывает разное количество проводов идущих к контроллеру - всегда надо убедиться что ручка/курок, совместима с контроллером, и будет нормально работать с ним
🔴 Не рекомендуются любые курки/ручки, оснащенные излишними дополнительными приборами на них (табло вольтметра, ключ вкл/выкл, и т.д.)
⏩ Курок газа
✅ Удобны вне пересеченки
🔴 Неудобны на ухабах (когда случайно нажимаются пальцем когда не нужно)
🔴 Ломучесть (от случайных ударов чем-то, и т.п.)
Курки - бывают:
▪️ С ходом курка вверх-вниз
▪️ С ходом курка влево-вправо
⏩ Ручка газа
Ручки (круглые, крутящиеся вокруг трубы руля) - бывают:
🔴 Длиной во всю ручку (не особенно удобно - риск случайно крутануть рукою когда не надо - на тех же ухабах и т.п.)
✅ "Половинчатые" - конец грипсы просто жесткая ручка, а другая часть грипсы это крутящаяся ручка газа (по ровному асфальту несколько менее удобна чем курки, но в целом - пересеченка, ухабы, и т.п. - это, пожалуй, оптимальный выбор)
При выборе "половинчатой" ручки газа - имеет смысл, приобретать именно ручки с которыми в комплекте ихнем не идут грипсы - и сама ручка такая обойдется заметно дешевле - и, впоследствии можно приобрести любые отдельные грипсы, по вкусу
Также, бывают ручки с их частями разного диаметра - при использовании таких ручек с манетками переключателей передач велотрансмиссии (где рычажки переключения, торчат вбок от манетки), лучше всего выбирать такие ручки где их диаметры наименьшие
Конструктив крепления ручки на руль:
✅ Кольцевой захват (притягиваемый болтиком)
🔴 Ромашка внутри рулевой трубы (притягиваемая болтиком, завинчивающимся через торец рулевой трубы) - по опыту, начинают вскорости клинить при завинчивании этого болтика, а с ослабленным болтиком "неподвижная" часть такой ручки слабо держится на рулевой трубе, и прокручивается вокруг нее - такие ручки, довольно быстро выходят из строя - не особо долговечные
⏩ "Половинчатая" ручка газа
Из "половинчатых" ручек газа - мне лично, импонируют максимально похожие-близкие к ревошифтерам ступенчатых планетарных втулок (а конкретно - к ревошифтерам Shimano)
⏩ Wuxing
Неразъемная (надевается на руль через его торец)
🟨 Среднее качество изделия, и металла в нем (данная модель, успешно пропашет примерно год)
✅ Вращающаяся часть - удобная, выполнена из мягкой резины, приятной тактильно
✅ Ручка - отзывчивая
Из отслужившей свое ручки данной модели - можно "добыть" алюминиевое кольцевое крепление на руль
🔌 Surlok
Качественные силовые разъемы
🏭 Производятся китайским производителем Shenzhen Renhotec Technology Electronics Co. Ltd. - в т.ч. и для компаний:
🏭 Elecbee (Китай) - на этом сайте их можно приобрести
🏭 Amphenol (Китай, сша, германия, австралия) - там у них есть еще название "Surlok Plus", но скорее всего это те же самые разъемы
🏭 В рознице МСК/МО - разъемы Surlok, продаются например в компании 48Volt
📚 Официальные материалы по разъемам Surlok
(а свежие версии данных материалов - доступны на официальных сайтах по ссылкам выше)
✅ Раздельные разъемы на + и на - (это лучше и для гидрозащиты, разнести контакты + и - вдаль друг от друга - а не "2 контакта в 1 разъеме" как в разъемах xt и т.п.) - также, сами разъемы, обладают гидроизоляцией
✅ Контакт разъема - круглый - не надо "думать какой стороной повернуть чтоб воткнуть"
✅ Бывают разных цветов: на контакт + взял оранжевые и большие, а на контакт - черные и маленькие, "защита от дурака" (визуально видно по цвету где + а где -, и большой разъем в маленький невставишь, и наоборот)
✅ После вставки, разъем защелкивается (в дороге, не вылетит) - чтобы вынуть, надо зажать кнопочку защелки на нем
✅ Могут сажаться на провод без сварки/пайки - чисто соединением гайка/винт (обеспечивая этим в т.ч., более быструю и удобную работу с присоединением/отсоединением разъема и провода)
🏵🔌 Розетки ("socket", "receptacle") и штепсели ("plug") разъемов Surlok - бывают 3 следующих размеров (указаны в порядке от меньшего к большему, цифра это размер в миллиметрах):
▪️ F6
▪️ F8
▪️ F12
(в описаниях - иногда вместо буквы "F", используется буква "S")
(возможно, существуют также и прочие возможные размеры - однако, размер F6 это некоторый "разумный минимум" удобства работы со штепселем и розеткой руками - а размер F8 это некий "разумный максимум" - штепсели и розетки размера F12, уже слишком здоровые, и будут занимать собою много места на евеле, которое там совсем не "резиновое")
🏵 А сами розетки - бывают следующих видов - различающихся по виду посадочного места на провод, которое находится сзади розетки:
🏵 Busbar Termination - плоский контакт с отверстием-резьбовой гайкой под винт (наиболее популярный вид розеток; при необходимости, можно укоротить длину этого контакта, отпилив его часть)
🏵 Screw Termination (а.к.а. Outer Screw) - резьбовой винт под гайку (это - наиболее короткая розетка)
🏵 Crimp Termination (а.к.а. Inner Screw) - резьбовая гайка под винт
🏵 Inline Crimp Termination - резьбовая гайка под винт, защищенная гофрой (это - розетка без посадочного каре - однако, наиболее длинная розетка)
Картинки как визуально выглядит каждый из данных видов розеток (а также, длину розеток разных видов) - можно посмотреть в документе MTY3 (на странице №6)
🔌 Штепсель одного из указанных выше размеров ("F") - подойдет к розетке того же из указанных размеров - и НЕ подойдет к розетке другого из указанных размеров
А сами штепсели - бывают следующих видов:
🔌 Прямой (ручка штепселя и контакт этого штепселя которым этот штепсель втыкается в розетку, находятся на одной прямой линии)
🔌 Прямоугольный (ручка штепселя, находится под углом 90° к контакту этого штепселя которым этот штепсель втыкается в розетку)
Прямоугольные штепсели (вольтажа под евелы и т.п.) - бывают следующих формфакторов:
▪️ F6: 10 мм, 16 мм, 25 мм
▪️ F8: 25 мм, 35 мм, 50 мм
▪️ F12: 70 мм, 80 мм, 95 мм
Формфактор штепселя (в мм) - указан на боку ручки этого штепселя - и означает собою величину посадочного места на провод которое у штепселя внутри его ручки, а также максимальный ток который может идти через штепсель данного формфактора
При этом - внешние размеры штепселей которые одного "размера" (вне зависимости от того, принадлежат ли эти штепсели к одному формфактору, или нет) - одинаковые
🔌 Пример:
К розетке размера F8 - подойдут прямоугольные штепсель 35 мм (150 A), и штепсель 25 мм (120 A) - при этом, внешние размеры обоих этих штепселей одинаковые, а вот посадочные места на провод внутри ручек каждого из этих штепселей разные
(указанный на ручке штепселя миллиметраж, т.е. формфактор к которому принадлежит данный штепсель - это величина посадочного места на провод, которое расположено внутри ручки данного штепселя)
А также - к той же розетке размера F8 - подойдут также и прямые штепселя которые того же размера F8
А штепсели размеров F6 и F12 - к данной розетке (которая F8), НЕ подходят
А наиболее короткие (в общую длину розетки) розетки (и среди розеток размера F6, и среди и среди розеток размера F8, и среди розеток размера F12) - это розетки вида Screw Termination (сзади розетки ее контакт представляет из себя резьбовой винт, под гайку)
К штепселям и розеткам - бывают разнообразные аксессуары - посадочные прокладки и т.п. (в комплекте при покупке штепселя/розетки, либо возможно можно приобрести такие сопутствующие детальки как-то отдельно) - указаны например в документе MTY3 (на страницах №11-13)
Розетки и штепсели - бывают следующих цветов:
Черный
Темно-красный
Темно-оранжевый
Ярко-оранжевый
(цвет - не влияет никак на технические характеристики штепселей и розеток - в т.ч., и на совместимость штепселя с розеткой)
🏵🔌 Для своих проектов евелов - я выбрал следующий набор разъемов Surlok (для удобства пользования, и реализации "защиты от дурака"):
1. Sockets:
Type: "Busbar Termination"
Formfactor: F6
Color: black, bright orange
2. Plugs (for sockets in chapter 1):
Type: "Right angle plug" (not the "straight" plug type)
Formfactor: F6
Current: 60 A (also marked as "10 mm" on plug handle)
Color: black, bright orange
(напомню, что вид штепселей Right angle plug - это, наиболее компактный штепсель)
(почему среди каждого размера, я предпочитаю штепсели с минимальным амперажом, а не с максимальным, ведь внешние размеры первых и вторых одинаковые? - потому что первые дешевле вторых, а по току и так уже дают огромный запас токам в евеле мощами 500 Вт)
(но если "по ошибке" купить штепсель того же размера и вида, но с бОльшим амперажом - тоже "ничо страшного" - ведь этот штепсель, подойдет к той же розетке, и внешне будет "такой же" - проверено на практике 😊)
(если "по ошибке" купить розетку того же размера но другого вида - тоже "ничо страшного", ведь к этой розетке подойдут те же штепселя)
🔌 XT
✅ иногда бывают оправданы во внутренней проводке евела (где их редко вытаскивают/вставляют)
🔴 разъем выполнен с "ключом" - надо "думать какой стороной вставлять"
🔴 при частых вынул-вставил разъема - контакты разнашиваются, начинают слабо держаться, и покрываются копотью
🔴 не оснащены защелкой-фиксатором разъема, и довольно быстро изнашиваются - начинает недержаться папа в маме там
🔴 не особо надежные фиксаторы проводов - провода от постоянных изгибов, отваливаются от контактов разъема в месте пайки