Яндекс.Метрика

⛓ Трансмиссия

⛓ Педалирование велосипеда

Мощность педалирования велосипеда ногами человека - оценивается примерно в:
 

⭐️ 100-150 Вт у нетренированного райдера
 

⭐️ 200 Вт при долговременном педалировании, райдером средней тренированности
 

⭐️ 250 Вт при долговременном педалировании, тренированным райдером (катающимся часто)
 

⭐️ 300-350 Вт при не долгих "рывках" (например в апхилы, или по жестким дебрям, и т.п.) райдером средней тренированности, либо на протяжении короткого спортзаезда у тренированного велоспортсмена

⛓ Ступенчатые планетарные втулки
 


Ступенчатыми планетарными втулками - называют планетарные втулки на зубчатых шестернях - обладающие набором отдельных друг от друга передач ("ступеней") - в отличие от, бесступенчатых (вариаторных) планетарных втулок

Ступенчатая планетарная велотрансмиссия - исторически использовалась в велосипедах, задолго до изобретения велотрансмиссий-перекидок


Любая втулка - обладает ее внутренним трением, т.е. сопротивлением кручению втулки вокруг ее оси - чем оно меньше, тем лучше накат велосипеда

❗️ ВАЖНО! - при выборе ступенчатой планетарной втулки - необходимо внимательно смотреть на:
▪️ параметр "количество спиц" (spoke)
▪️ тип оси втулки (axle) - бывают:
▪️▪️ цельные оси под гайки
▪️▪️ полые оси под эксцентрик
▪️
тип смазки во втулке - бывают:
▪️▪️ втулки на консистентной (густой, "сметанообразной") смазке
▪️▪️ втулки на масляной ванне с жидким маслом

▪️ и также, на все прочие параметры конкретной версии рассматриваемой втулки

❗️ ВАЖНО! - при установке ступенчатой планетарной втулки - необходимо грамотно подбирать кареточную звезду, и ведомую звезду на планетарке - иначе риск поломать втулку (либо, предохранитель в ней, если он там имеется) высоким крутящим моментом ❗️

Управление (на руле):

Ревошифт (а.к.а. "грипшифт") - это круглая крутящаяся вокруг ручки руля, ручка переключения передач - возможно быстро переключить сразу на много передач

Триггер (а.к.а. "триггерный шифтер", "триггерная манетка") - это устройство переключения передач на ручке руля, оснащенное рычажками переключения передач (устройство такого же типа, как манетки для велотрансмиссии-перекидки) - чтобы переключить сразу на много передач, необходимо сделать много нажатий (у некоторых триггеров, есть возможность переключать сразу по 2 передачи)

Плюсы и минусы ступенчатых планетарок:

✅ КПД педалирования выше чем у велотрансмиссии-перекидки забитой грязью

✅ Односкоростные толстые цепи, и нет перекоса цепи - на порядок больше ресурс цепи
✅ При условии грамотной установки ступенчатой планетарной втулки - обслуживать трансмиссию надо много реже велотрансмиссий-перекидок
✅ Возможность построить велотрансмиссию без дерейлера (а также - вообще без натяжителей цепи)

🔴 КПД педалирования ниже чем у исправной незагрязненной трансмиссии-перекидки
🔴 Мертвый ход педалей больше чем у перекидки (слабее педальный контроль - на склонах, и т.д.)
🔴 Немного больше сопротивление втулки качению (немного хуже накат велосипеда)
🔴 Втулка не предназначена для прыжков (однако качественная ступенчатая планетарка, нормально переносит невысокие кк-хопы)
🔴 Заметно больше вес трансмиссии (чем у перекидок)

⛓ Ступенчатые планетарные втулки Shimano
 

Nexus (который не Inter)
 

Модели позиционируемые под мехвел

На консистентной смазке
🔴 Для смены смазки надо разбирать втулку

✅ 7-скоростные и 8-скоростные модели идут без кликбоксов
🔴 3-скоростные и 5-скоростные модели идут с кликбоксами (кликбокс это деталь привода переключения передач втулки - находящаяся на оси втулки, вовне задних дропаутов - и выступающая вбок за них, что не слишком удобно)

 

🔴 Смысла покупать сейчас нексусы - нету вообще:
 

📰 Единственная восьмискоростная втулка Shimano, которая предназначена для эксплуатации на бездорожье - это Alfine, идущая под дисковый тормоз. Из технических характеристик втулок Shimano Nexus 8 следует, что данные втулки нельзя эксплуатировать в экстремально влажных условиях, так как они плохо защищены от попадания воды. Если вы хорошо знаете английский язык и посещаете не только русскоязычные велосайты, то часто можете увидеть негативные отзывы об Shimano Nexus 8 по поводу коррозии внутренних механизмов из-за эксплуатации втулки в не предназначенных для этого условиях. Последние версии втулок, почти все кроме SG-8R20, имеют совершенно другую усиленную герметизацию, лучше защищающую втулку от попадания воды. Поэтому, если вы купили современную версию втулки, не окунаете её в воду и регулярно проводите её техобслуживание, то можете не беспокоится про езду под дождём, по грязи и слякоти.

⛓ Alfine 8 (которая не Inter)
 

Диапазон 307%

Премиальные модели позиционируемые под мехвел и под евел

На консистентной смазке
🔴 Для смены смазки надо разбирать втулку

✅ Идут без кликбоксов

✅ Управление:
- триггеры (без возможности переключать передачи сразу по 2)
ревошифты (в ревошифт Shimano, невозможно не влюбиться; правда по сравнению с триггером, у него присутствуют как плюсы так и минусы)

📰 Единственная восьмискоростная втулка Shimano, которая предназначена для эксплуатации на бездорожье - это Alfine, идущая под дисковый тормоз

 

Пожалуй, это сейчас самая сбалансированная (по всем показателям, включая цену) втулка для бездорожья - основательно проверена ужЕ и массой евеланов

Ее подмодели, и их отличия друг от друга:

 


Подмодель 501
Подмодель 7000 (выпускается в 2 корпусах)
Подмодель 7001 (наилучшая подмодель в контексте переключения передач под нагрузкой) 

Также эти подмодели - различаются "способом" переключения передач манеткой, индикацией на манетках, совместимостью с разными манетками, и т.п.

Подмодель 7001 
 

✍️ "Этот Driven Plate, если не ошибаюсь, имеет одно верное положение на шлифах 8 Hub Axle Unit, если поставить неверно, то 34 CJ-S7000 Cassette Joint не сядет на свои посадочные места, соответсвенно 35 Cassette Joint Fixing Ring не закроется."

✍️ "Элементы привода с 17 по 19 собираются как тетрис, каждый входит в своё положение и фиксируются 20, всё должно быть жёстко и в меру затянуто. Если хорошо помыли 34, то туда нужно положить немного консистентной или какой-нибудь специализированной смазки для пластиковых трущихся деталей, чтобы исключить взаимное истирание элементов привода переключения."

✍️ "Роль шайбы выполняет номер 19 на взрыв-схеме"


Пример установки на велосипед:
 

Заказал я поставить к планетарке этой, звезды передняя 32T, задняя 21T - передаточное соотношение между этими звездами 32/21=1.524 (это - наиболее маленькие обе эти звезды, для получения данного передаточного соотношения между ними) - при этом, диапазон итоговых передач трансмиссии, получается (внутренние передаточные значения самОй планетарной втулки, а.к.а "gear ratio" - указаны на офсайте Shimano):

Самая низшая передача: 1.524*0.527=0.8 - достаточно низкая для езды по лесу, в горки, и т.п.

Самая высшая передача: 1.524*1.615=2.5 - достаточно высокая для долговременного педалирования на ней

 

Регулировка тросика привода передач втулки:

При установке данной планетарки - а также, после смены резины на заднем колесе - возникает необходимость правильно отрегулировать тросик привода передач втулки

(если этого не сделать - тогда при переключении передач втулки, переключение будет происходить не полностью - и возможны тогда нагрузки повреджающие втулку)

 

Алгоритм регулировки тросика передач втулки:
 

1. Регулировочные гайки рубашки тросика (на втором фото) - ставятся на лапку идущую от втулки, в металлическую проставку внутри конца этой лапки - не теряем эту проставку, не забываем ее ставить в эту лапку перед всеми последующими манипуляциями!
 

2. Закручиваем регулировочные гайки рубашки тросика (на втором фото) так чтобы они стали рядом друг с другом - после этого, устанавливаем левый конец этих гаек (на котором резьба), в металлическую проставку внутри конца лапки идущей от втулки
 

3. Переклом передач втулки (который на руле) - выставляем передачу №4 (если считать передачи от самой нижней передачи втулки, которая №1)
Т.е. сначала врубаем переклом самую нижнюю передачу втулки
Потом делаем этим переклом, ровно 3 переключения передач вверх

 

4. Смотрим в окошко которое сверху на пластиковом каре привода передач втулки (обведено красным, на первом фото)
(на любые красные и желтые точки-маркировки, которые на внешних поверхностях втулки - сейчас, внимания не обращаем вообще! - сейчас, нас интересует только то что внутри данного окошка!)
В данном окошке - внутри него, видно 2 кольца (стоЯщих параллельно друг другу)
На каждом из этих колец - есть своя желтая метка (желтый прямоугольник)
Наша задача - сделать так, чтобы эти 2 метки, смотрели ровно друг напротив друга
Для выполнения этой задачи - крутим ту регулировочную гайку рубашки тросика (на втором фото), которая бОльшего диаметра (крутим ее, относительно второй гайки - которая, должна быть неподвижной)
Как только желтые метки в окошке, стали смотреть друг на друга ровно - оставляем гайки рубашки тросика в достигнутом положении
Теперь тросик привода втулки, настроен ок

⛓ Alfine 8 - натяжитель цепи
 

 

Он, не обладает пружиной, и стоИт жестко (в отличие от дерейлера перекидки, в котором пружина, автоматически натягивающая лапкой дерейлера цепь) - когда цепь растянется и заметно провиснет, достаточно шестигранником на этом натяжителе ослабить его болт, подтянуть цепь натяжителем этим (повернув его вниз), и закрутить тот болт обратно (зафиксировав ею натяжитель) - очень туго затягивать тот болт не надо - чтобы в случае возможного удара этим натяжителем обо что-то, он мог "сыграть" вверх

⛓ Alfine 11 (которая не Inter)
 

Диапазон 409%

Премиальная модель позиционируемая под мехвел и под евел

На масляной ванне с жидким маслом
✅ Смена масла без разборки втулки
🔴 Возможны протечки масла из изношенных сальников

✅ Идут без кликбоксов

🔴 Управление: только триггеры (с возможностью переключать сразу по 2 передачи; ревошифтов нет)

✍️ "По корпусам. Оптимальная смазка для работы планетарного редуктора-масляная ванна. Срок службы при ПРАВИЛЬНОЙ эксплуатации повысится на порядок.В Alfine 11 это нормально решить не смогли, масло вытекает и требует добавления."

Может быть актуальна в дорожном веле (где не настолько велИк риск повреждения сальников втулки)

Inter
 

(идут с префиксом Nexus/Alfine в названии моделей - НЕ путать их с моделями которые не Inter - т.е. с такими моделями, где в названии модели нету слова "Inter" однако в спеках этой модели может фигурировать указание на "технологию Inter") - по ссылке здесь, современная 8ск модель, у нее диапазон 307% (а также, ранее уже была выпущена и 5ск модель Inter-5E - диапазон 263%)

Премиальные модели позиционируемые под евел - заявлены допустимые нагрузки в 180% от старых моделей (которые "под мехвел/евел")

 

Но модели сии - явно нуждаются пока в существенной доработке-развитии их производителем

✍️ "Похоже есть всего три оригинальные звезды (на втулку) 24, 27 и 30 зубов.
Вот картинка из дилерского мануала на эту втулку"


✍️ "Shimano модельный ряд Inter позиционируется для эвелов, но там все плохо, понижаек нету.
Минимальная задняя звезда 23Т, в итоге с передней звездой 42Т на моем BBSHD получается про хоть сколько нибудь крутые горки можно забыть.
Интересно чем они думали когда ее изобретали? Честно говоря надо было бы совсем наоборот, весь диапазон в обратную сторону развернуть. Тогда можно было бы поставить маленькую звезду 16Т и получить весьма приемлемый диапазон. С обычной трансмиссией на такой задней звезде у меня получалось 50-52 км/ч что вполне достаточно."


✍️ "Я такую втулку только недавно купил для эксперимента. Как я понял смысл в троганье с места и в горки на прямой передаче, когда планетарка не работает. Нужный крутящий момент на первой подбирать звёздами. Не понравилось , что звёзды к ней начинаются с 24Т. Возможно в моём варианте придётся делать более мелкую звезду. В общем поэкспериментирую и потом отпишусь. У меня можно поставить спереди максимально 52Т, но там колёса тоже 16.
...
Звёзды к ней не стандарт (по сравнению с другими модельными линейками планетарок Shimano). Внутреннее отверстие (звезды) больше.
...
То что 24Т звезда - она самая маленькая, это точно. Насчёт большой звезды шимановский дилер мне ничего не ответил. В магазинах нашёл только 30Т."

⛓ Каретка


Бренд Token
страна-производитель: Китай

⛓ Шатуны


Под бонки
(например, Shimano)

⛓ Педали-топталки

 

🔴 Топталки с металлическими шипами на них - обладают более лучшим зацепом подошвы обуви на них - однако, нередки случаи когда эти шипы пропарывают-режут штаны на ноге сорвавшейся с педали вниз и "проехавшей" по этой педали голенью - либо, саму эту ногу

⛓ Звезды


Односкоростные
страна-производитель: Китай

T - это количество зубьев у звезды - это обозначение размера звезды

Почему у велосипеда звезды справа (а не слева)?:

Цепь и ведущие звезды размещается справа, чтобы не мешать посадке человека на велосипед. Эта традиция пришла из верховой езды, где также принято сажаться на лошадь с левой стороны - это удобнее для правши. Кроме того шпага на левом бедре мешала посадке на лошадь с правой стороны.

⛓ Цепь

 

Односкоростная
Достаточно недорогой китайской

⛓ Смазки для цепи
 

✍️ "Всем вело любителям: смазки в баллонах, спреи, солидол, силикон это самое плохое, что может быть для вашего двухколесного друга и предвестник скорейшей смерти деталей"
 

Как наносить смазку:

Из источника Каринин Гараж

Так, судя по тому, ЧТО мне приносят, надо немного побыть капитаном очевидность и рассказать про уход за трансмиссией.

 

1. Не надо мазать звезды! Совсем не надо! Ничем! Нет, ролики тоже не надо. И кассеты. И передние звезды тоже. Зимой, в соляной жиже дешевые стальные звезды можно иногда сбрызгивать силиконкой или чем подобным, чтобы не ржавели. Не более.
 

2. Не смазывайте мокрую, только что помытую цепь. Дайте ей высохнуть. Смазка плохо проникает сквозь воду в звенья и не держится. Если спешите, пролейте её вд40 или спиртом, чтобы выгнать воду, и только потом мажьте.
 

3. Если вы решили перейти на парафин - не пытайтесь его лить сверху на масло, он не ляжет. Нет, керосином и бензином вы цепь не обезжирите! Обезжиривать можно обезжиривателем, можно даже долго и упорно мыть водой с фейри, можно спиртом - толку будет больше. Мешать смазки с разным составом тоже не стоит.
 

4. Густые смазки типа литола не проникают внутрь цепи, только собирают на себя абразив. Не надо ими мазать.
Щедро поливать отработкой с вашего четерыхколесного ведра тоже не надо.

 

5. Смазали - прокрутили - протрите! Смазка должна быть ВНУТРИ цепи, а не снаружи. 

Запомните эти пять простых правил и механики будут ненавидеть вас чуточку меньше.

Смазка для цепи, на парафиновой основе
 

Smoove

страна-производитель: ЮАР

 

Смазки на парафиновой основе - сочетают в себе преимущества обычных смазок, и парафина

(не путать эти смазки, с методой парафинирования цепи - при которой, цепь надо регулярно снимать, и вымачивать в парафине; смазки на парафиновой основе - это те же "обычные" смазки, наносимые на цепь тем же макаром что и любые "обычные" смазки)

 

Бренд Smoove - это продвинутая версия, по сравнению с более старым брендом Squirt
 

Из отзывов по данной смазке:
 

✍️ "Испытал вчера, если интересно. Первое, на что обратил внимание, что сквирт по сравнению со смувом льётся, как вода вместо аккуратных капель и расход раза в 2 точно больше (если не в лаборатории лить). Проехал 134 км, вроде держится, разницы особой не заметил.
Смув как-то проще в щели цепи заеткает, но и с другой стороны в два раза меньше выливается (на самом деле у меня смув вообще не выливается почти, пару капель может на полу за цикл, а со сквиртом прям полоса. Ещё момент - он пенится, если потрясти тару. Это вообще дикостью показалось и подумалось, что какой-то совсем левак. Но он бы тогда больше сотни не проехал."

 

✍️ "У сквирта - два варианта, для летних температур и для низких эимних. Покупал в год два пузырька по 125 мл. Мне хватало на 8-10к км."